Споры в области охраны окружающей среды могут разрешаться

Разрешение споров по вопросам окружающей среды

Споры в области охраны окружающей среды могут разрешаться

Указание на ПТС в качестве форума для разрешения споров по вопросам окружающей среды, встречается в двусторонних и многосторонних международных договорах, контрактах и иных актах, касающихся природных ресурсов и окружающей среды. Кроме того, ПТС разработал специальные арбитражный и согласительный регламенты для разрешения таких споров.

Межгосударственные споры по вопросам окружающей среды

ПТС является площадкой для разрешения споров по вопросам окружающей среды, возникающих из различных международно-правовых инструментов, включая Конвенцию по защите морской среды Северо-Восточной Атлантики (ОСПАР) 1992 года, Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, Договор о водах Инда 1960 года, Конвенцию о защите Рейна от загрязнения хлоридами 1976 года.

Некоторые споры по вопросам окружающей среды также рассматривались под эгидой ПТС на основе двусторонних международных договоров и арбитражных соглашений ad hoc. Кроме того, ПТС является компетентным органом и/или площадкой для разрешения посредством арбитража споров, возникающих из целого ряда многосторонних международных договоров по вопросам окружающей среды (перечислены ниже).

ПТС также является одним из рекомендованных форумов для разрешения споров согласно проекту Международного пакта по окружающей среде и развитию (Draft International Covenant on Environment and Development).

Пакт представляет собой типовое соглашение, разработанное неправительственными организациями, с целью содействия переговорам по заключению международных договоров по вопросам окружающей среды.

Смешанные споры по вопросам окружающей среды

ПТС оказывает административную поддержку разрешению споров между государствами и частными лицами, возникающими из целого ряда двусторонних и многосторонних международных договоров о поощрении инвестиций, контрактов, и прочих актов.

Многие из вышеупомянутых споров касаются правовых вопросов, связанных с национальной нормативно-правовой базой по вопросам охраны окружающей среды и обязательствами принимающих государств, вытекающих из норм международного права по вопросам окружающей среды. К примеру, ПТС оказывал административную поддержку ряду процессов по разрешению споров, связанных с Механизмом Чистого Развития в рамках Киотского Протокола. ПТС также упоминается в ряде иных значимых актов по вопросам окружающей среды:

  • «Компакт» (The Compact): Договорный механизм для реагирования в случае ущерба биологическому разнообразию, вызванного выпуском живого измененного организма – это инициатива частного сектора, касающаяся вопросов ответственности, возникающих из Конвенции о биологическом разнообразии 1992 года. «Компакт» предусматривает обязательную процедуру арбитража между государством и компанией-участником договорного механизма.
  • Фонд золотого стандарта (Gold Standard Foundation) – организация, устанавливающая систему сертификации высококачественных углеродных кредитов, генерируемых проектами в рамках Механизма чистого развития, предусмотренного Киотским протоколом и прочих механизмов продажи квот на выбросы углерода. Фонд использует адаптированную версию факультативного регламента ПТС в рамках процессов обжалования решений о сертификации.
  • Зеленый климатический фонд (Green Climate Fund) – новый многосторонний фонд, предназначенный для помощи развивающимся странам по ограничению или сокращению выбросов парниковых газов и адаптации к неизбежным последствиям изменения климата, инкорпорировал Регламент ПТС 2012 года в целом ряде соответствующих документов.

Специализированные арбитражные и согласительные регламенты для разрешения экологических споров

Факультативный Регламент ПТС для разрешения посредством арбитража споров, касающихся природных ресурсов и/или окружающей среды был принят в 2001 году.

Этот Регламент был подготовлен рабочей группой и комитетом экспертов в области экологического права и арбитража для того, чтобы восполнить существующий пробел в регулировании процесса разрешения споров по вопросам окружающей среды.

Факультативный Регламент ПТС для разрешения посредством согласительной процедуры споров, касающихся природных ресурсов и/или окружающей среды был принят в 2002 году.

На сегодняшний день, факультативные арбитражные и согласительные регламенты ПТС для разрешения споров в области охраны окружающей среды предоставляют собой наиболее полный перечень норм, предназначенных для разрешения таких споров. Ссылки на вышеупомянутые регламенты ПТС содержатся, к примеру, в Протоколе о гражданской ответственности и компенсации за ущерб, причиненный трансграничным воздействием промышленных аварий на трансграничные воды 2003 года и в Типовых соглашениях о покупке единиц сокращения выбросов, разработанных Международной ассоциацией по торговле выбросами.

Регламенты предусматривают создание специализированных списков арбитров, имеющих опыт в данной области.

Регламенты также предусматривают создание списка научно-технических экспертов, которые могут быть вызваны для дачи экспертного заключения в соответствии с этими регламентами.

Стороны вправе назначить любого из арбитров, посредников или экспертов, указанных в вышеупомянутых списках. Однако, выбор не ограничен этими списками.

ПТС также может оказывать содействие государствам, международным организациям и частным лицам, вовлеченным в создание и организацию новых процедур по урегулированию споров по вопросам окружающей среды.

Содействие развитию международного экологического права и управления в области охраны окружающей среды

ПТС активно содействует развитию международного экологического права и управления в области охраны окружающей среды. В прошлом ПТС сотрудничал с Программой ООН по окружающей среде при создании совместной консультативной группы для рассмотрения изменений в области разрешения экологических споров.

ПТС участвовал в переговорах по разработке механизмов ответственности и возмещения вреда в рамках Конвенции ООН о биологическом разнообразии и Межправительственного комитета по Протоколу по биобезопасности.

ПТС также внес вклад в отчет Секретариата Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в части создания международных механизмов для разрешения посредством арбитража или согласительной процедуры соответствующих споров.

Также недавно представители ПТС приняли участие в многосторонних переговорах по Рамочной конвенции ООН об изменении климата и выступили с презентацией по разрешению международных споров, касающихся изменения климата и соблюдения соответствующих требований.

Источник: https://pca-cpa.org/ru/services/arbitration-services/environmental-dispute-resolution/

Споры в области охраны окружающей среды могут разрешаться

Споры в области охраны окружающей среды могут разрешаться

Общие положения Раздел II. Нормирование качества окружающей среды Раздел III. Природопользование Раздел IV. Экологические требования к хозяйственной и иной деятельности Раздел V.

Настоящий Закон устанавливает правовые основы охраны окружающей среды, природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов и направлен на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду. Статья 2.

Законодательство об охране окружающей среды Законодательство об охране окружающей среды основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов законодательства об особо охраняемых природных территориях, о гидрометеорологической деятельности, об охране озонового слоя, об обращении с отходами, а также в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду и иных актов законодательства, содержащих нормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Правовой режим природных ресурсов и других компонентов природной среды регулируется законодательством об охране окружающей среды, если иное не предусмотрено законодательством об охране и использовании земель, об охране и использовании вод, об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, об охране и использовании недр, об охране и использовании животного мира, об охране и использовании растительного мира и иным законодательством. При подготовке проектов актов законодательства не должно допускаться включение в них положений, реализация которых может повлечь усиление вредного воздействия на окружающую среду.

Природоохранные споры

Статья Разрешение споров в области охраны окружающей среды 1. Споры в области охраны окружающей среды разрешаются как в процессе национального, так и международного судопроизводства.

Международные экологические споры с участием Российской Федерации могут быть предметом разбирательства в следующих международных судебных учреждениях: Международный суд ООН; Международный трибунал по морскому праву; Экономический суд СНГ; Европейский суд по правам человека; Арбитражные третейские суды.

Необходимо отметить, что своеобразной чертой международных договоров, связанных с охраной и использованием компонентов окружающей среды, является закрепление в большинстве таких соглашений арбитражного порядка разрешения споров.

Как правило, такие арбитражи создаются на один раз для разрешения конкретного дела по правилам, предусмотренным в международном договоре так называемые суды ad hoc.

В других международных судах рассматриваются дела ограниченных категорий.

Так, Международный трибунал по морскому праву рассматривает только споры и заявления, передаваемые ему в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву г.

В Европейский суд по правам человека за разрешением спора в области охраны окружающей среды может обратиться физическое лицо или общественная организация в защиту прав и свобод человека, ответчиком по делу может быть только государство, являющееся участником международной межправительственной организации Совет Европы.

Еще одним условием обращения в Европейский суд является прохождение всех национальных судебных инстанций.

По защите прав граждан России на благоприятную окружающую среду имеются “положительные” прецеденты – решения Европейского суда по правам человека. Например, решение от 9 июня г.

Суть дела заключалась в том, что заявительница проживает на территории санитарно-защитной зоны сталелитейного завода Северсталь, расположенного в г.

Череповец – крупном металлургическом центре, при этом загрязнение воздуха сероводородом, аммиаком и другими вредными веществами в районе проживания в несколько раз превышает ПДК, и оценивается как “высокое” или “очень высокое”. Европейский Суд по правам человека, проанализировав все обстоятельства дела, признал, что доказательства указывают на то, что причиной ухудшения здоровья заявительницы стали вредные выбросы в атмосферу.

Затем Суд указал на недостаточность принятых государством мер: поставленные цели по сокращению выбросов так и не были достигнуты, исследования и санкции не возымели никакого эффекта, а какая-либо осмысленная экологическая политика отсутствовала. Данное дело является первым российским экологическим делом в Европейском суде по правам человека. Необходимо отметить, что данным судом было принято лишь несколько решений по защите экологических прав.

Это связано с тем, что Европейская Конвенция по защите прав и основных свобод человека не содержит положений, прямо защищающих право человека на благоприятную окружающую среду.

Те несколько решений по делам, которые можно рассматривать как экологические, были приняты на основании статьи 8 Конвенции, в которой гарантируется право человека на уважение его частной и семейной жизни, его жилища и корреспонденции.

Не является исключением решение по делу Фадеева против России, описанное выше, которое также было основано на данной статье.

Суд признал, что Российская Федерация как государство, ратифицировавшая Конвенцию не смогла предпринять действенных мер по защите права заявительницы, проживающей в санитарно-защитной зоне экологически вредного предприятия ЗАО “Северсталь”, на уважение частной жизни и жилища, и переселить ее из этой зоны.

В качестве исполнения решения Российская Федерация будет обязана не только выплатить заявительнице денежную компенсацию, но и предпринять действенные меры к ее переселению из санитарно-защитной зоны. Экологические споры в Российской Федерации разрешаются в порядке уголовного, административного, гражданского, конституционного судопроизводства.

В порядке конституционного судопроизводства проверяется соответствие положениям основного закона нормативно-правовых актов различного уровня, в том числе, и положений экологического законодательства.

Например, постановлением Конституционного Суда РФ от 14 мая г.

N О, прямое указание федерального закона на конкретный орган или уровень власти, на который возлагается реализация полномочий, предусмотренных данным федеральным законом, обязывает именно этот орган или уровень власти реализовать предоставленные полномочия.

По смыслу приведенной правовой позиции, Правительство РФ не вправе самостоятельно, на основе собственного решения передавать реализацию этих полномочий или их части другим органам публичной власти, в том числе, органам государственной власти субъектов РФ. Компетенция Конституционного Суда РФ, его структура и порядок проведения заседаний подробно регламентированы Федеральным конституционным законом от 21 июля г.

Согласно ст. В рамках гражданского судопроизводства в сфере охраны окружающей среды споры разрешаются мировыми судьями, судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В соответствии со ст.

Мировые судьи вправе рассматривать дела по экологическим спорам, связанные с выдачей судебного приказа и по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления.

В арбитражных судах рассматриваются экологические споры между организациями и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, в порядке, определенном АПК РФ.

Таким образом, в порядке арбитражного гражданского судопроизводства разрешаются споры по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в результате деятельности хозяйствующих субъектов.

Помимо гражданских дел, судам общей юрисдикции и арбитражным судам подведомственны споры, возникающие из публичных правоотношений, в том числе, связанные с оспариванием нормативно-правовых актов экологического содержания.

К экологическим делам, возникающим из публичных правоотношений, разрешаемых в судах общей юрисдикции, могут относиться дела по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов и дела по заявлениям об оспаривании решений и действий бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих ст.

В особую группу дел, возникающих из публичных правоотношений, можно объединить дела, связанные с привлечением к административной ответственности или оспариванием ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления о привлечении к административной ответственности за экологические правонарушения.

Разрешение судами данной категории дел можно условно назвать “административным судопроизводством”. По общему правилу, иные дела о привлечении к ответственности за административные экологические проступки рассматривают должностные лица различных государственных органов.

В частности, дела о выпуске в эксплуатацию, эксплуатации механического транспортного средства с превышением нормативного содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума ст.

КоАП – органами государственной санитарно-эпидемиологической службы и т.

При этом лица, признанные виновными в совершении административного экологического правонарушения, вправе обжаловать в суд ненормативный правовой акт решение, постановление о привлечении к административной ответственности.

В некоторых случаях, орган или должностное лицо, к которому поступило дело об экологическом административном правонарушении, в силу его повышенной общественной опасности, вправе передать дело на рассмотрение судье.

Круг административных проступков, рассмотрение которых может быть передано суду, ограничен ч.

В частности, к таким экологическим правонарушениям относится несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, иными опасными веществами ст.

КоАП РФ. Порядок уголовного судопроизводства на территории РФ установлен Уголовным процессуальным кодексом РФ от 18 декабря г.

N ФЗ. Судебному разбирательству по привлечению к уголовной ответственности за экологическое преступление предшествует процедура дознания и предварительного следствия.

Судопроизводство по уголовным делам осуществляется в судах общей юрисдикции в соответствии с частями 3, 4 УПК РФ на основе принципов законности, осуществления правосудия только судом, неприкосновенности личности, презумпции невиновности, состязательности сторон и иных основополагающих принципов уголовного судопроизводства.

Источник: https://lhasaapso.ru/zemelnoe-pravo/spori-v-oblasti-ohrani-okruzhayushey-sredi-mogut-razreshatsya.php

§ 12. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Споры в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды разрешаются уполномоченными органами государственного управления и или судом. Институт разрешения споров в области использования и охраны природных ресурсов сложился в природоресурсном законодательстве.

Ранее этому виду споров был в большей мере свойственен административный порядок разрешения, такие споры были в компетенции органов государственного управления, предоставляющих природные ресурсы в пользование. В судебном порядке разрешались, как правило, споры, вытекающие из имущественного характера отношений по использованию природных ресурсов, т.

На современном этапе произошел переход от административного к судебному порядку разрешения рассматриваемых споров.

Разрешение споров в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды

Природоохранные или экологические споры затрагивают, как это следует из их наименования, вызывающие несогласие сторон вопросы хозяйственной деятельности, так или иначе оказывающей влияние на состояние окружающей среды.

Речь здесь может идти об оспаривании вреда для экологии какого-либо объекта промышленного, строительного или иного , а также спорах о результатах экологической экспертизы, ненадлежащем применении соответствующих законов, размерах ущерба, нанесенного здоровью людей и т.

Участниками природоохранных споров могут являться физические лица, компании, государство, представленное соответствующими органами, природоохранные фонды, общественные структуры. Природоохранные споры могут относиться к компетенции различных ветвей законодательства.

Если предметом спора является размер ущерба, нанесенный имуществу компании или ее работников, это требует апеллирования к трудовому кодексу.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: ОП РФ. Круглый стол по охотничьему законодательству. 29.03.2018

Путин раскритиковал позицию Сбербанка, который не желает помогать пострадавшим от паводков жителям Сибири МЭР инициирует выкуп заемщиками долгов со скидкой у кредитора Участники рынка big data будут работать по кодексу этики Механизм выплаты пенсионных накоплений будет пересмотрен В России дорожают авиабилеты.

Власти предлагают существенно снизить стоимость банкротства граждан Механизм выплаты пенсионных накоплений будет пересмотрен В России дорожают авиабилеты Участники рынка big data будут работать по кодексу этики Кто будет курировать техосмотр автомобилей? Главное Документы Эксперты.

Разрешение споров в области охраны окружающей среды.

Споры в области охраны окружающей среды и природных ресурсов возникают между различными субъектами правоотношений — государственными органами и учреждениями, региональными и муниципальными организациями, физическими и юридическими лицами вне зависимости от того, связана или нет их деятельность с окружающей средой, природными ресурсами. Подобные споры разрешаются органами государственной власти, судом общей юрисдикции или арбитражным судом в соответствии с их полномочиями и в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

.

Статья 76. Разрешение споров в области охраны окружающей среды

.

.

Споры в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды разрешаются уполномоченными органами государственного.

.

.

.

.

Источник: https://madkite.ru/alimenti/spori-v-oblasti-ohrani-okruzhayushey-sredi-mogut-razreshatsya.php

Об охране окружающей среды (с изменениями на 16 января 2019 года)

Разрешение экологических споров Разрешение экологических споров в досудебном и судебном порядке Споры в области охраны окружающей среды и природных ресурсов возникают между различными субъектами правоотношений — государственными органами и учреждениями, региональными и муниципальными организациями, физическими и юридическими лицами вне зависимости от того, связана или нет их деятельность с окружающей средой, природными ресурсами.

Подобные споры разрешаются органами государственной власти, судом общей юрисдикции или арбитражным судом в соответствии с их полномочиями и в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Рассмотрению в судах общей юрисдикции или арбитражных судах подлежат финансовые, имущественные и иные споры, связанные с пользованием природными ресурсами; обжалование решений должностных лиц и органов государственной власти, противоречащих законодательству, обжалование противоречащих законодательству стандартов норм, правил, технологий ведения работ оказания услуг , связанных с охраной окружающей среды, пользованием недрами или их охраной.

По взаимной договоренности сторон имущественные споры, связанные с использованием природных ресурсов, могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.

В данном случае спор будет разрешаться в порядке, предусмотренном Федеральным законом от В судах общей юрисдикции или арбитражных судах споры, связанные с охраной окружающей среды и природных ресурсов, рассматриваются в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Кодексом административного судопроизводства РФ и не отличаются по процессу их рассмотрения от иных дел, рассматриваемых соответствующим судами.

Досудебный порядок разрешения споров в области охраны окружающей среды и природных ресурсов — это, прежде всего, соблюдение основного принципа, закрепленного в статье 77 Федерального закона от Своевременное устранение законных и мотивированных замечаний и предписаний должностных лиц и органов власти, осуществляющих надзор за соблюдением природопользователями законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, а также обжалование действий бездействий должностных лиц в вышестоящие инстанции — это еще один способ досудебного урегулирования разногласий.

При этом необходимо помнить, что срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении составляет десять суток со дня вручения или получения копии постановления ст. КоАП РФ , предписания должностных лиц и государственных органов об устранении нарушений должны исполняться в установление предписанием сроки.

Удовлетворение обоснованных и законных претензий контрагентов — единственный досудебный порядок урегулирования споров, связанных с охраной окружающей среды и природных ресурсов, возникающих между юридическими лицами.

При этом досудебный претензионный порядок урегулирования спора, связанного с нарушением прав и законных интересов в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, должен в обязательном порядке соблюдаться сторонами спора при обращении за его разрешением в арбитражный суд.

Разрешение спора в области охраны окружающей среды и природных ресурсов для его сторон, как и любой иной спор и разногласия, наиболее предпочтителен в связи с меньшей трудозатратностью, финансовыми и репутационными потерями.

Обращение сторонами спора за его разрешением в суд не лишает стороны их права урегулировать возникший спор до вынесения судом решения по делу путем заключения мирового соглашения на любом этапе его рассмотрения или прибегнуть к процедуре медиации.

Вне зависимости от выбранного способа урегулирования возникших споров в области охраны окружающей среды и природных ресурсов необходимо не затягивать с разрешением спорной ситуации, восстановлением ваших нарушенных прав и законных интересов и обращаться к компетентным специалистам не только в области права, но и экологии.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”

Статья Разрешение споров в области охраны окружающей среды 1. Споры в области охраны окружающей среды разрешаются как в процессе национального, так и международного судопроизводства. Международные экологические споры с участием Российской Федерации могут быть предметом разбирательства в следующих международных судебных учреждениях:

.

Документы для обучения

.

Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на на благоприятную окружающую среду могут создаваться лесопарковые .. Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном.

.

Вопрос 46. Разрешение споров в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды

Споры в области охраны окружающей среды могут разрешаться

Вопрос 45. Правовое регулирование экологического аудита.

Эк. аудит — независимая комплексная документированная проверка соблюдения юрлицами и ИП, осуществляющими хоз. и иную деятельность, требований в области охраны окр. среды, требований международных стандартов.

Принципы: объективность и независимость; комплексность экоаудита, конфиденциальность информации, ответственность экоаудиторов за результаты проведенных исследований. По результатам эк.аудита проводится подготовка рекомендаций по снижению вредного воздействия на окр. среду от данной деятельности. Э.

аудит проводится засчет собственных средств проверяемых юрлиц и ИП, бывает добровольным и обязательным. В обязательном порядке аудит осуществляется при приватизации предприятия; при банкротстве\ликвидации юрлица, банкротстве\прекращении деятельности ИП. Эк аудит проводится юрлицами и ИП.

Аудиторы могут оказывать услуги в выработке решений по повышению эколог. безопастности производства на проверяемых объектах.

Экологический аудит проводится в целях: обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования; повышения качества природоохранной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность и др.

Объекты: окружающая среда в границах санитарно-защитной зоны объектов экоаудируемого субъекта; хозяйственная и иная деятельность, а также сооружения, производства, цеха и иные объекты, эксплуатация которых оказывает или может оказать воздействие на состояние окружающей среды; документация экоаудируемого субъекта. Объектом не является бухг. отчетность!!! Эк. аудит проводится в форме полного (проверка воздействия на ОС всех направлений деятельности юрлица\ИП) и специального (проверка воздействия на отдельные компоненты окр среды).

Споры в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды разрешаются уполномоченными органами государственного управления и (или) судом.

Институт разрешения споров в области использования и охраны природных ресурсов сложился в природоресурсном законодательстве. Этому виду споров свойственен внесудебный порядок их разрешения. Такие споры разрешаются органами государственного управления, предоставляющими природные ресурсы в пользование. Так, ст.

99 ВК устанавливает, что споры по вопросам использования и охраны вод разрешаются: органами, осуществляющими государственное управление в области использования и охраны вод,
и судами. В соответствии со ст.

104 ЛК cпоры о лесопользовании разрешаются Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами и судами. В соответствии со статьей 56 КоН споры по вопросам пользования недрами разрешаются органами государственного управления в соответствии с их полномочиями в области недропользования и судами.

Земельные споры, кроме споров, связанных с правом собственности на землю, согласно ст. 148 КоЗ разрешаются исполнительными и распорядительными органами или судом.

Споры, связанные с обращением с объектами растительного мира, разрешаются специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами и (или) судом. Статья 65 Закона Республики Беларусь «О животном мире» устанавливает, что споры, связанные с охраной и использованием животного мира, разрешаются в судебном порядке.

В судебном порядке разрешаются, как правило, споры, вытекающие из имущественного характера отношений по использованию природных ресурсов, т. е. имеющие гражданско-правовую основу.

Споры в области охраны окружающей среды разрешаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами и (или) судом.

Вопрос 47. Экономический механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования: общая характеристика.

Экономический механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования — совокупность предусмотренных зак-м мер, обеспечивающих охрану ОС и рациональное природопользование.

Регулирование охраны окружающей среды и природопользования выражается в сочетании административно-правовых средств воздействия и мер экономического характера.

Экономический механизм опирается на материальную заинтересованность исполнителя в достижении реальной цели, в то время как метод административно-правового воздействия исходит из отношений власти и подчинения.

Задачи внедрения экономического механизма охраны ОС: обеспечение эколого-экономической согласованности между общ. интересами и интересами отдельных субъектов-природопользователей; обеспечение оптимального использования фин. ресурсов на природоохранные цели.

Экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования включает следующие элементы:

разработку государственных прогнозов и программ соц.-экономич. развития РБ в части рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;

создание фондов охраны природы;

установление платежей за природопользование;

проведение экономической оценки природных объектов;

проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

установление мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды;

возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде

экологическое страхование;

иные экономические меры, направленные на охрану окружающей среды.

Источник: https://studopedia.su/15_4377_vopros--razreshenie-sporov-v-oblasti-ispolzovaniya-prirodnih-resursov-i-ohrani-okruzhayushchey-sredi.html

Адвокат Ларионов
Добавить комментарий