Возможность судебной проверки действующего закона

Закон применение судами и возможность судебной проверки действующего закона

Возможность судебной проверки действующего закона

Здесь важно иметь в виду и принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил.

Применение закона судами

Закон применение судами возможность судебной проверки действующего закона С аналогичным заявлением в суд вправе обратиться Президент РФ, Правительство РФ, законодательный орган и высшее должностное лицо субъекта федерации, орган местного самоуправления, считающие, что нормативно-правовым актом нарушена их компетенция.

Закон: понятие, основные характеристики, применение судами, возможность судебной проверки действующего закона

Сравнивая вышесказанное с главой 23 АПК РФ, регламентирующей порядок оспаривания нормативно-правовых актов, отметим ряд моментов: арбитражный суд, осуществляя проверку оспариваемого акта или его части, устанавливая его соответствие федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, также устанавливает полномочия органа или лица, принявших оспариваемый акт.

Действие нормативных актов в пространстве зависит от: — уровня государственного органа, принявшего данный акт; — юридической силы акта.

Advocatus54.ru

Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

1. Указы Президента РФ.

Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст.
8 — 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам.

Меню

Конституционный Суд широко толкует понятие «объединение граждан» с точки зрения возможности обращения с конституционной жалобой.

Возможность судебной проверки действующего закона

К ним, в частности, относятся законы: о военном положении; о чрезвычайном положении; о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта; об изменении статуса субъекта РФ; о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации; о референдуме; о судебной системе; о судах основного звена; о Конституционном Суде РФ; о Верховном Суде РФ; о Высшем арбитражном суде РФ; о Конституционном собрании РФ.

Закон: понятие, основные характеристики, применение судами, возможность судебной проверки действующего закона

Возможность судебной проверки действующего закона

Предыдущая6789101112131415161718192021Следующая

Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

┌─────────────────────────────────────────────────────────┐

│ ПРИЗНАКИ ЗАКОНА ├──┐

└─────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Принимается только органом законодательной власти ├────────┤

│ или референдумом │ │

└───────────────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Особый порядок подготовки и принятия ├────────┤

└───────────────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Выражает волю и интересы народа ├────────┤

└───────────────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Обладает высшей юридической силой ├────────┤

└───────────────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Регулирует наиболее важные общественные отношения ├────────┘

└───────────────────────────────────────────────────┘

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

1) по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);

2) по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

3) по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

4) по сроку действия (постоянные законы и временные);

5) по характеру (текущие и чрезвычайные);

6) по сферам действия (общефедеральные и региональные);

7) по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

8) по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические – ГК РФ, УК РФ и т.д.);

9) по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

10) по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

Подзаконные акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст.

8 – 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам.

Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ.

Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры.

Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов.

Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п.

4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур – Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

7. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды.

Действие нормативных актов во времени,

в пространстве и по кругу лиц

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст.

6 Федерального закона “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания”, “федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу”.

Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

1) если в самом законе об этом сказано;

2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

по истечении срока действия акта, на который он был принят;

в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего.

Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра.

К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.

Действие нормативных актов в пространстве зависит от:

– уровня государственного органа, принявшего данный акт;

– юридической силы акта.

Нормативные акты распространяют свое действие:

– на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);

– на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);

– на территорию, указанную в самом нормативном акте;

– на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории России нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства.

Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.).

Здесь важно иметь в виду и принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил.

Действие нормативных актов РФ ограничено (в основном в вопросах юридической ответственности) в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.

Предыдущая6789101112131415161718192021Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/13-33107.html

Возможность судебной проверки действующего закона

Возможность судебной проверки действующего закона

Здесь важно иметь в виду и принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил.

Закон применение судами возможность судебной проверки действующего закона С аналогичным заявлением в суд вправе обратиться Президент РФ, Правительство РФ, законодательный орган и высшее должностное лицо субъекта федерации, орган местного самоуправления, считающие, что нормативно-правовым актом нарушена их компетенция.

Сравнивая вышесказанное с главой 23 АПК РФ, регламентирующей порядок оспаривания нормативно-правовых актов, отметим ряд моментов: арбитражный суд, осуществляя проверку оспариваемого акта или его части, устанавливая его соответствие федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, также устанавливает полномочия органа или лица, принявших оспариваемый акт.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

  • Возможность судебной проверки действующего законодательства
  • Закон применение судами и возможность судебной проверки действующего закона
  • Контроль органов судебной власти в Российской Федерации
  • Применение закона судами и возможность судебной проверки

Особое положение, занимаемое Конституционным Судом в системе органов государственной власти, и присущее ему качество высшего судебного органа конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющего судебную власть в форме конституционного судопроизводства, предопределяют обязательность его решений, принятых в пределах его компетенции, на всей территории Российской Федерации для всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организации, должностных лиц, граждан и их объединений статья 6. При этом подача заявления в суд не приостанавливает действия оспариваемого нормативно-правового акта.

Возможность судебной проверки действующего законодательства

Эти же обстоятельства суды должны иметь в виду при рассмотрении материалов, подтверждающих необходимость проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц ст.

В случаях, когда статья Конституции Российской Федерации является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения.

Наличие решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.

В последние годы увеличилось количество рассматриваемых в судах дел, в рамках которых в связи с обращениями граждан или прокурора в суды общей юрисдикции и арбитражные суды осуществляется судебный контроль законности нормативных актов. Данный контроль является наглядным воплощением конституционного принципа разделения властей, предполагающего в том числе самостоятельность судебной власти в ее отношениях с органами законодательной и исполнительной власти ст.

В случае противоречия нормы права установленной в подзаконном акте, норме права установленной законом — применяется норма права установленная законом принцип юридической силы.

Суд по собственной инициативе, или по ходатайству стороны, может направить запрос в Конституционный суд России с запросом о соответствии закона, подлежащего применению, Конституции Российской Федерации.

Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы [1].

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст.

Областные, краевые законы призваны соответствовать не только федеральному законодательству, но и Уставу — важнейшему учредительному документу области, края, автономной области, автономного округа.

Мировые судьи по мере их образования, вероятно, будут дополнять основное звено [3]. Помимо этого районные суды рассматривают все административные дела, отнесенные к компетенции судов [4].

Судьям районных городских судов при разрешении дел приходится применять нормативные акты различного уровня и разной юридической силы, начиная от Конституции и федеральных конституционных законов до инструкций министерств и ведомств, постановлений органов местного самоуправления.

Решения по спорам, сумма которых не превышает 35 франков, являются окончательными и обжало Решение суда первой инстанции является окончательным не всегда и даже не как общее правило. Его можно обжаловать. Существует два вида обжалования.

Обыкновенные способы обжалования: 1. Оно предполагает, что судебное решение было вынесено заочно, в отсутствие ответчика.

Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы.

Закон имеет следующие признаки, отличающие его от нормативных правовых актов: 1. Закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.

Cyщнocть высшей юридической силы заключается в следующем: Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке; обладают высшей юридической силой.

всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон; регулируют наиболее важные, основополагающие отношения.

Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Виды законов В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства России различают законы федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации. Конституционные законы — это законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции.

К ним, в частности, относятся законы: о военном положении; о чрезвычайном положении; о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта; об изменении статуса субъекта РФ; о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации; о референдуме; о судебной системе; о судах основного звена; о Конституционном Суде РФ; о Верховном Суде РФ; о Высшем арбитражном суде РФ; о Конституционном собрании РФ.

Федеральные законы принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений экономические, социальные, политические и др.

Федеральные законы, в свою очередь, подразделяются на органические кодифицированные законы и обыкновенные. Особенностью законов субъектов Российской Федерации является то, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации.

При организации судебного нормоконтроля в рамках административного судопроизводства предпочтение, с нашей точки зрения, следует отдавать конкретному нормоконтролю.

В связи с этим возникает проблема практического свойства: возможно ли соединение в одном производстве дел по обращениям частных лиц и по обращениям прокурора, предъявляющего иск в общих интересах в тех случаях, когда обращения в суд касаются одного и того же предмета, то есть одного закона или одной юридической формы.

Дело в том, что предмет дела при этом по объему юридического содержания не совпадает, ибо если прокурор инициирует абстрактный нормоконтроль, в рамках которого обжалуется юридическая норма либо закон в полном объеме, то при обращении частных лиц в суд инициируется конкретный нормоконтроль, когда обжалуется только та часть нормы, которая реально была применена в деле заявителя.

В Постановлении Конституционного Суда от 16 июня г.

Более того, Конституционный Суд указал, что суды общей юрисдикции и арбитражные суды вообще не обладают полномочиями лишать данные нормативные акты юридической силы до тех пор, пока такими полномочиями они не будут наделены федеральным конституционным законом. Впоследствии, однако, Конституционный Суд изменил свою позицию в отношении порядка судебной проверки законов субъектов РФ, осуществляемой по заявлениям прокуроров.

По мнению Конституционного Суда, признание законов субъектов Федерации недействительными и лишение их юридической силы может происходить только в рамках конституционного судопроизводства.

О применении судами аналогии закона В условиях же коренной модернизации всего правового массива, как это имело место в России, наличие пробелов в праве — данность.

Одни из них обусловлены активным и непредсказуемым развитием общественных отношений и носят объективный характер, другие возникают в результате упущений правотворческих органов.

При этом с арбитражного суда никто не снимает обязанность по принятию законного, справедливого, мотивированного решения по делу в установленный законом срок.

При данных обстоятельствах действенным и весьма эффективным средством преодоления пробелов в праве становится аналогия закона. Все указанные в комментируемой статье основания были перечислены в ст.

Как правило, неприменение закона, подлежащего применению, сочетается с применением закона, не подлежащего применению.

Неправильное применение закона может быть следствием неправильной квалификации правоотношений сторон смешение договорных отношений и обязательств из причинения вреда : применения общей нормы, в то время как имеется специальная норма; применения закона, утратившего свою силу; применения закона с обратной силой, что не предусмотрено законом; применения закона, противоречащего международному договору, в котором участвует Российская Федерация; применения закона, признанного недействующим, и др.

Внимание Зaкoны и иные правовые акты, принимаемые в Poccийcкoй Фeдepaции, не должны противоречить Koнcтитyции Poccийcкoй Фeдepaции.

Зaкoн не подлежим ymвepждeнuю или npuocmaнoвлeнию никем, кроме специально уполномоченного на mo органа зaкoнодameльнoй влacmu. Haпpимep, Koнcтитyциoнный Cyд может признать закон принятый Пapлaмeнтoм неконституционным, но отменить его может только сам законодательный орган.

Обязательным условием принятия жалобы гражданина к рассмотрению, которое очень часто не учитывают заявители, является то, что оспариваемый закон должен быть применен или подлежит применению в касающемся непосредственно заявителя конкретном деле, рассмотрение которого в связи с правовым спором завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Важная роль отводится указам, во многом с их помощью глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка.

В связи с обращением в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности подлежащего применению закона производство по делу или исполнение принятого решения, исходя из требований ст.

Помогаем защитить Ваши интересы в юридических вопросах. Законодательство и законы Гражданство и заграница Ограничение родительских прав По уголовным делам Алименты через суд Льготы многодетным матерям Трудовая пенсия.

. Свежие комментарии.

Закон применение судами и возможность судебной проверки действующего закона

Источники и формы международного права, применяемые в России. Источники и формы российского права. Преодоление и устранение пробелов в российском праве. Виды коллизий в российском праве. Дорогие читатели!

Контроль органов судебной власти в Российской Федерации

Эти же обстоятельства суды должны иметь в виду при рассмотрении материалов, подтверждающих необходимость проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц ст.

В случаях, когда статья Конституции Российской Федерации является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения.

Наличие решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.

Сроки в гражданском праве: понятие, виды, порядок исчисления. Сроки исковой давности. Начало течения сроков исковой давности. Требования, на которые исковая давность не распространяется. Приостановление, перерыв и восстановление сроков исковой давности.

страница Случайная страница. Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября , печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Применение закона судами и возможность судебной проверки

.

.

.

Перейти к разделу Понятие закона применение судами возможность – норм Федерального закона № «О персональных данных» от  ‎Возможность судебной · ‎Закон основные · ‎Закон понятие.

.

.

.

.

Источник: https://set-systems.ru/transportnoe-pravo/vozmozhnost-sudebnoy-proverki-deystvuyushego-zakona.php

Закон понятие основные характеристики применение судами возможность судебной проверки действующего закона

Возможность судебной проверки действующего закона

На территории России нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства.

Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.).

Здесь важно иметь в виду и принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы.

Не включает Северную Ирландию. Понятие не охватывает ни остров Мэн the Isle of Man , ни Нормандские острова Channel Islands , чей независимый статус рассматривался в судебных делах Rover International Ltd.

Каких изменений в регулировании правового статуса недвижимого имущества можно ожидать с года? Так, движимое имущество исключается из объекта налогообложения, а региональные льготы прекращают действие Федеральный закон от 3 августа г. Кроме того, Минэкономразвития России стал инициатором изменений 1 в гражданское законодательство в части регулирования правового статуса недвижимого имущества.

В настоящее время проект федерального закона находится на стадии подготовки к рассмотрению в Правительстве РФ.

18. Институт судебной проверки законности и обоснованности ареста и продления срока содержания под стражей не является промежуточным звеном до момента наделения суда правом решать вопрос об избрании мерой пресечения заключения под стражу; Проект УПК предлагает установить возможность обжалования постановления судьи .

Нормы действующего законодательства, разрешающие пересмотр этих постановлений в кассационном и надзорном порядке, дают основание полагать, что этот порядок сохранит свое применение и в дальнейшем.

В то же время эти нормы построены без учета специфики рассматриваемого вопроса; поэтому уместно включить в УПК специальную главу, посвященную судебному обжалованию действий и решений, связанных с ограничением личной неприкосновенности.

Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт.

В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Вместе с тем нормативный правовой акт не может быть признан недействующим, если суд придет к выводу, что по своему содержанию оспариваемый акт или его часть не допускает придаваемое им при правоприменении толкование. Этот вывод должен быть обоснован в решении суда.

Общие правовые принципы организации судебного контроля норм

Сравнивая вышесказанное с главой 23 АПК РФ, регламентирующей порядок оспаривания нормативно-правовых актов, отметим ряд моментов: арбитражный суд, осуществляя проверку оспариваемого акта или его части, устанавливая его соответствие федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, также устанавливает полномочия органа или лица, принявших оспариваемый акт.

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего.

Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра.

К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.

Понятие закона применение судами возможность судебной проверки действующего закона

Следует, однако, заметить, что в случае возникновения противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в рамках его компетенции, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; рассматривает отдельные вопросы судебной практики; 8) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Закон возможность судебной проверки действующего закона

Важно Все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.

Таким образом, закон – это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации.
Способы защиты.

Защита чести и достоинства гражданина.

Особенности зашиты чести, достоинства и деловой репутации. Граждане как субъекты гражданского права. Правоспособность и дееспособность.
Эмансипация. Предпринимательская деятельность граждан (понятие, признаки).

Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя. Признание гражданина недееспособным, безвестно отсутствующим и объявление его умершим.
Общие правовые принципы организации судебного контроля норм Возрастающее значение судебного контроля норм привело к появлению ряда проблем в соотношении компетенции между Конституционным Судом РФ и другими судами.

Важная роль отводится указам, во многом с их помощью глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка.

Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; обобщают судебную практику; Судьи Верховного Суда Российской Федерации обобщают судебную практику, знакомятся непосредственно в судах общей юрисдикции и арбитражных судах с практикой применения законодательства Российской Федерации; Научно-консультативный совет при Верховном Суде Российской Федерации.

Мировые судьи по мере их образования, вероятно, будут дополнять основное звено [3].

Районный суд является основным звеном судебной системы и до образования мировых судов, именно районный суд рассматривал более 90% уголовных и гражданских дел.

Они принимаются органами законодательной власти субъектов федерации. Порядок и процедура принятия законов и иные, относящиеся к этому вопросы, определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а также конституциями республик в составе РФ и уставами иных субъектов Российской Федерации (краев и областей).

Для закона этого вида характерно следующее:

а) он принимается в особом порядке законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или путем референдума; б) занимает в иерархии нормативных правовых актов региона главенствующее место; в) регулирует общественные отношения с учетом комплекса местных территориальных, национальных и социальных условий.

Очевидно, законы, принимаемые в республиках РФ, должны соответствовать и федеральному законодательству, и «своей» республиканской конституции.

Междусистемой права и системой законодат-васуществует теснаясвязь каксвязь содержания и формы.

Система праватребует, чтобы источники правасистематизировались по отраслевомупризнаку, нормы одной отрасли праваобъединялись в единый кодифицированныйакт или сборник законодат-ва. Т.о., системаправа – основа систематизации законодат-ва.Кодификация явл-ся высшей формойсистематизации, потому что учитываеттребования системы права, осуществляетсяобычно по отраслевому основанию.

Большинство кодифицированных актовсодержат нормы одной отрасли или одногоинститута права.
Структура:1. Горизонтальное(отраслевое)строение системы законодат-ва обусловленопредметом правового регулирования -фактическими общ-ными отношениями. Наоснове этого вычленяются отраслизаконодат-ва, соответствующие отраслямсистемы права (констит-ное право –констит-ное законодательство).

С другой стороны, сохраняют свое действие федеральные законы, которыми установлены полномочия судов общей юрисдикции по осуществлению прямого судебного контроля над теми же нормативными актами в случае их обжалования (оспаривания) гражданами, организациями, прокурором и др.

по мотивам нарушения прав и свобод, в том числе и конституционных.

Отсутствие в законе четкого и однозначного разграничения судебной компетенции проверки нормативных актов и, вследствие этого, определенное пересечение полномочий органов конституционного контроля и судов общей юрисдикции вызвало известное противостояние правовых позиций Конституционного Суда и Верховного Суда РФ.

Адвокат Ларионов
Добавить комментарий